...дышать...не дышать...
Ряд Старших Арканов – удивительная система, в которой всяк может увидеть свою собственную картину мира, придав этим картам значения из своей личной мифологии, и при том Старшие Арканы всё равно не выпадут из нашего общего мифологического поля (за исключением ну совершенно одиозных случаев невероятной ереси, примеров которой, по счастью, очень мало). Большинство авторов колод так и поступают.
читать дальшеМладшие номерные Арканы дают меньше шансов развернуться фантазии, в первую очередь потому, что углядеть в их значениях какую-либо непротиворечивую систему сложнее. Безусловно, она там есть, она там должна быть уже потому, что тоже была создана общими усилиями не одного поколения людей, пришла откуда-то из глубины веков и так или иначе шлифовалась. Но, мне кажется, шлифовка так и не была закончена. Этот процесс продолжается до сих пор. Какие-то нюансы так и не состоялись, поэтому проще и где-то правильнее принять Младшие номерные as is, стать сторонником той или иной классической схемы, ориентироваться на видение автора/художника, для многих нестандартных колод последнее в принципе необходимо для корректной работы с ними. Это разговор с автором, вы можете с ним не соглашаться, тогда колода вам «не катит» или становится для вас нерабочей, можете принимать его точку зрения, признавая её право на существование, а можете принять её всей душой. И всегда это будет зависеть от сходства взглядов на мир – вашего и автора; тем же способом мы находим товарищей и друзей, конечно же.
Можно придумать свою систему. Это для самых упрямых.
Младшие фигурные Арканы – Придворные карты, вызывают намного меньше вопросов. Их система, на самом деле, _интуитивно_ понятна. Она не требует «подгонки» под личную мифологию, она прозрачна, в отличие от системы номерных, и, главное, она говорит о людях. Если смотреть на выстроенный нами мир объективно, то ничего и никого кроме нас в нём и нет. Поэтому, хорошо или плохо, но в людях мы все разбираемся, у нас нет выбора; у каждого есть свои ассоциации с Придворными картами, с теми обобщёнными типами человеческих характеров / менталитетов / архетипов, что они изображают, но, опять же, все эти ассоциации верны, так как позволяют корректно работать с колодами.
Да, и здесь существуют свои тонкости, при работе с такими колодами, например, Манара или Изменения формы, с теми, кто предлагает специфический взгляд на типажи, взгляд из «иного мира». И всё же, всегда и совершенно особое понимание имеет своей базой некие общие представления, тем, которые мы все, люди, разделяем. Поэтому Придворные и находятся в промежуточном положении, строго говоря, их следовало бы назвать, «Средними», так как они правят – каждая четвёрка своим миром, своей стихией – с подачи, разрешения и одобрения Старших Арканов. В общем-то говоря, это именно мы, именно люди – люди, которым дана власть над своими действиями, чувствами, мыслями и социальными связями и которые это властью, этой свободой не пренебрегают.
Да, возвращаясь к колодам. Здесь, безусловно, существуют две традиции, касающиеся того, кем изображать младшую карту в четвёрках Придворных – «девочкой», «мальчиком» или чистой стихией. На самом деле, это главное и принципиальное отличие. «Самая классическая» традиция требует, чтобы это был слуга, оруженосец всадника, рыцаря идущего следом. Эта традиция восходит ещё к таким «пра-колодам», как например, Таро Монтеньи, собственно, это всё, что осталось от ряда «социальных статусов», начинающегося нищим и заканчивающегося императором. Но, как я говорила, шлифовка Младших Арканов продолжается, и Придворные в этом смысле не исключение. Чем дальше от нас Восток, где социальная иерархия была основой общества, тем меньше мы хотим видеть на этой карте слугу. Кроули, и здесь я его заслуг не умаляю, сделал из этой карты стихию, огромную силу, некий переход от номерных карт (от Единиц), переход из низшего мира в высший. А поместив сюда Принцессу (а не Принца), он, чувствую, руководствовался как интель принципом симметрии. Это был его очень тайный мотив, и это был очень правильный мотив. Для меня стихийность, сила этой карты неизбежно связывает её собственно с Силой (опять же, это уже моя личная мифология), и поэтому такой выбор персоны для меня вполне логичен. Привнесённые Кроули перемены пришлись по душе большинству, это правда; кому-то больше понравилась идея «девочкости», кому-то – «стихийности», но про оруженосца стали забывать всё больше. Так работает социальный прогресс.
Так что теперь авторы при составлении колод идут следующими путями: «путь слуги» (классика-1), «путь принцессы» (классика-2), «путь стихии» (непопулярная классика-2) - со всевозможными стилизациями под тему колоды, и «путь концепции».
В моих колодах путь классики-1 исповедуют, конечно же, Таро Белых кошек в силу своей идеальной классичности (и это тот случай, когда мне это нравится).
НьюВижн (куда они денутся) – их «зеркальность» добавляет, на самом деле, в каждом случае некую драматическую нотку, показывают слабости персонажей, которые в классической традиции изображаются в каждом случае весьма уверенными и «закрытыми»; НьюВижн сделали их больше похожими на просто людей.
Таро Иеронима Босха – ну, как и большинство образов в этой колоде безумия, у меня её Придворные вызывают смешанное чувство жалости и снисходительности. Ничего не могу с собой поделать. Но признаю, что по-своему эти образы весьма точны – в тех случаях, о которых мне напоминают слова из «Лангольеров»: «Мир вовсе не так уродлив, как вам кажется».
Таро Друидов – колода, от которой у меня опускаются руки, каждая следующая карта Младших, которую я открывала, за редким исключением, кажется, должна бы поменяться местами с предыдущей. Иногда – со следующей. На Придворных картах, тем не менее, разработчик решил смилостивиться над конечным пользователем и просто оформил их в стилистике карты и в рамках концепции «Ветвей» и «Яиц». Честно, не знаю, зачем это переименование было нужно, кроме как для «аромата». Кстати, самая неожиданная карта – Королева Жезлов (Ветвей).
Таро 1001 ночь – Придворные, как персонажи сказок, разумеется – Всадник Чаш заезжает в зачарованный лес, Всадник Мечей пролетает на коне над городом и т.д. Думаю, если правильно угадать сказку, можно добавить к образам Придворных ещё не мало чёрточек.
Таро Магического леса – плюшевые звери совершенно очаровательны и помещены в совершенно классический антураж, опять же.
Цыганское Таро Рея Бакланда – со стилизацией по «цыганский быт»
; я в восторге от Королев этой колоды. На самом деле, эта колода некий переходный этап, автор, видимо, придавал своё собственное значение иерархии Придворных; так что Паж Чаш – это женщина, тогда, как остальные – мужчины. Придворные в этой колоде следуют иерархии статусов – от обыкновенного члена общины к её главе, Королю, всегда представительному мужчине, которого хочется назвать «цыганским бароном» (знаю, что это не правильно, но стереотипы, увы, сильны).
Таро Казановы – в венецианском антураже, всё по-настоящему, все лики страсти.
Путём классики-2 идут Таро Изменения формы – колода, несмотря на свою концептуальность, прокроулевская, особенно в части младших. Мир её – женский, поэтому Король и Королева, точнее в данном случае Бог и Богиня, поменялись местами, Богиня – самая старшая карта в стихии. Две другие – это Искатель и Воин, и Искатель, как и Воин могут оказать и женским и мужским персонажем, никакой симметрии, Кроули плачет на том свете (в той его части, куда он так стремился попасть). Насколько чудесны для меня были Старшие Арканы этой колоды, настолько разочаровали меня Младшие, я считаю их непродуманными – если меняешь соответствия стихий, нужно менять и сами карты. В отличие от номерных карт Придворные приведены в соответствии со стихией. Появляется сам Рогатый Бог, лицо у него грустное. Да, сейчас я собираюсь наконец-то раскрыть для себя тайну Змеи на карте Башни. Раскрыла; про символику в жизни бы не догадалась. Какой богине они служат?
Путь классики-2 малопопулярной – Таро Мира фентэзи; объясню, почему эта колода здесь, хотя все её младшие Придворные – это «Пажи». На мой, разумеется совершенно субъективный, взгляд, это не столько пажи или слуги, сколько Знаменосцы, вестники определённой стихии, того или иного королевства этого мира. Мир Фентэзи неизбежно должен быть разделён на королевства, это его судьба, так отчего же не по стихийному признаку? Отчего бы не «Юг», «Восток», «Запад», «Север» - в сказочном понимании? Мне нравится смотреть на Придворных этой колоды, как на послание «в космической капсуле» - картинки, дающие основное представление о каждом из королевств. Вот Пажи-Знаменосцы – они выражают основную идею страны. Всадники – показывают, как и за что сражаются народы стран. Королева и Король – правящий дом страны, её магия и её власть. И при таком взгляде, Знаменосцы, конечно же, ближе именно к идее стихии, нежели социального статуса.
Как-то у меня мало таких колод. Вот в «Таро Лавкрафта», то есть Таро Некрономикона, которое тихо превращается в навязчивую идею (кажется, его так же трудно достать, как и сам Некрономикон), Принцессы, а не Пажи. Правда, там Сила на Двенадцатом Аркане, но с другом стороны, где в таком мире ей ещё быть? В Таро Калевала, которое мне тоже нужно, потому что это очень правильно, тоже «девочки», в Ориджин – «девочки-стихии». В Victoria Regina – «девочки», но эта колода – мечта недостижимая в здешних землях. Опять же, колода Ройи – прокроулевская один-в-один. Тоже хочу. Только Лунатики – это разброд и шатание, а Таро Эльфов – отдельная история, а так выходит, что желаемые пополнения в коллекцию как раз из «новой» концепции.
Ну и путь «тот, другой»:
Ло Скарабео – это замечательная концепция «девушки в мужской одежде» (такие привычки, кстати, свойственны Силе, есть и жизненные, и придуманные примеры - начиная от упоминавшейся уже Жанны Д’Арк и заканчивая Эйовин); так как автор колоды хотели примерить концепции Райдера-Уэйта и Кроули, не забывая, собственно, про заявленную тему Вечности (скарабея), то это неизбежно и повлекло за собой вот такое видение младшей придворной карты. И все персоны в колоде – результат сотрудничества этих систем. Я считаю, что громкие слова «Новая глава», которые они поместили на коробку, вполне оправданны. Это очень достойный синтез и совершенно оригинальная колода, одновременно, а главное – Сила у них на своём месте!
Хотя настоящей новой главой я всё равно считаю Animals Divine.
Таро Круга жизни – по-хорошему безумная колода, в которой Придворные – не столько персоны, сколько продолжение генеральной линии, концепции двойственности, замкнутости и перерождения. Каждая из карт – иллюстрация некоего конфликта, присущего тому или иному типу людей. Например, Паж Жезлов – склонность действовать при недостатке информации или её непроверенности, сложность в адекватной оценке ситуации (двойной воздух – много воображения плюс немного знания людей, скорее теоретического, плюс действия – и минус реальные отношения). Соответственно, на картинке человек в леопардовой шкуре, размахивая факелами, лезет на рожон – отгоняет клубок змей. А они, может быть, и не собирались нападать. И так далее. Кстати, кажется, на карте Короля Дисков изображена женщина. И знаете, что мне ещё интересно? Долго ли автор следующей фразы над ней думал: «Своеобразие этого Таро заключается в том, что форма карт – диски, подчиняясь концепции неограниченного пространства и времени, уходит от жёстких углов и сторон, тем самым, привлекая внимание к центру окружности, к исходной позиции, к началу начал, облегчая интерпретацию Аркана». Мне кажется, или единственное, о чём в ней сказано: «Особенность этих карт в том, что они круглые»?
Таро Ведьм – «Мистерия», «Луна», «Богиня» и «Триумф». Описания значения в МБК чудесны – казённый дом и дорога дальняя. Сами карты всегда изображают обещанное: Мистерия – праздник, ритуал, волшебство, Луна – луну в четырёх фазах, движение, перемены, Богиня – Герту, Диану, Морриган и Гекату в странных трактовках, ну а Триумф – некое преодоление и достижение чего-то в наивысшей точке.
Таро 78 дверей – хотя в определённом смысле схема Придворных почти классическая, эту колоду всегда хочется выделить отдельно, настолько она чудесна и необычна. Здесь каждый из персонажей открывает свою дверь, и двери эти могут быть весьма необычны, чего стоит, например, дверь Королевы Мечей – дверь в мир духов, астральную плоскость. Двери – это возможности, особые способности, которые даны человеку; и мне кажется, в данном случае «типажи» не играют заметной роли, речь идёт именно о некой уникальной черте, таланте, который может обнаружиться у человека любого типа.
Таро Фей тоже достаточно необычно, и его Придворные карты – это тоже четыре царства; волшебный лес Жезлов, мир цветения, солнца и свободы, водной царство Чаш, где жители обитают и над водой, и под водой, иссушенный мир древних городов Мечей и мир искусного волшебства Дисков. Это тоже сфера применения волшебных способностей, того умения делать чудеса – маленькие или большие, которое есть в каждом. Природа, доброта, воображение и искусство. Четыре разные степени посвящения в каждом из путей, четыре разные способа действия.
Конечно, Таро Манары, про которое рассказывают, что это вообще оракул. У Манары слуга – это слуга, а вот Всадник – Это Всадница, а значит, симметрия соблюдена.
Ещё говорят, что Королева здесь идёт после Короля. Карты, опять же, означают скорее некие ситуации, чем конкретных людей, и, как обычно, оставляют простор для фантазии в толковании. (Кстати о фантазии; Котельникова толкует карту Слуги Воды, как помощника, а у меня ну совершенно другие ассоциации… с другой стороны, некоторым такая помощь не помешает, а некоторым, увы, и такая – уже не поможет).
Языческое Таро – система в чём-то близкая к концепции «стихийности»; так младшая четвёрка Придворных карт – это элементали стихий, саламандра, нимфа, сильфида и лепрекон. Следующие карты – «Неофит», «Посвящённый» и «Старший», это путь в магии четырёх человек, двух женщин и двух мужчин; соответственно, женщины изображены на Чашах и Дисках, мужчины – на Жезлах и Мечах. Это три разных периода их жизни, от юности и начала обучения магии, через зрелость к старости и постижению многого, но не всего. С каждым шагом меняется их взгляд на мир, атрибуты их статуса и те дары, что им даёт новое знание, - умение видеть и получать то, что ранее было недоступно, растёт мера радости и растёт груз ответственности. Значения карт соответствующие.
Таро Священных животных – так же как и Старшие, Младшие Придворные здесь – это различные божества. Боги хранящие баланс в природе; покровители животных – «Пажи», «стихии», Садрапа – бог насекомых, Тангароа – покровитель морских животных и бог неба, Анаита – здесь толкуется как покровительница птиц, и Хануман – хозяин леса, божественная обезьяна. Боги энергии – Yhi, превратившая тьму во свет, Венера – властительница чувств и желаний, Куткиннаку – корякский бог-творец, дух ворона, и Хозяйка животных – богиня-прародительница, которую знали под многими именами. Старшие боги стихий, Короли и Королевы – Nana Buluku (богиня творения, змея и луна у африканских народов) и Гама Сенин (вместе с трёхногой, но мудрой жабой, бессмертный бог), Мама Коча (мать-море инков) и Посейдон, Афина и Кетцалькоатль, Женщина-Дух Белого Бизона (посланница Великого Духа, что учила американских индейцев) и Кинич-Ахау (бог-ягура, бог Солнца у майя). Все они – выражение архетипов, и каждый из людей выбирает себе бога по нраву, свой собственный архетип; какими именами их не зови, этот «набор» богов, набор архетипов всегда с нами. Но, удивительно, Лиза Хант находила порой самых затерянных, самых странных богов, а на известных смотрела с особой точки зрения; поэтому так необыкновенна её колода.
И осталось только Таро Тота, которая есть «тот, другой» путь, ставший классикой. Тут и без меня всё сказано.
читать дальшеМладшие номерные Арканы дают меньше шансов развернуться фантазии, в первую очередь потому, что углядеть в их значениях какую-либо непротиворечивую систему сложнее. Безусловно, она там есть, она там должна быть уже потому, что тоже была создана общими усилиями не одного поколения людей, пришла откуда-то из глубины веков и так или иначе шлифовалась. Но, мне кажется, шлифовка так и не была закончена. Этот процесс продолжается до сих пор. Какие-то нюансы так и не состоялись, поэтому проще и где-то правильнее принять Младшие номерные as is, стать сторонником той или иной классической схемы, ориентироваться на видение автора/художника, для многих нестандартных колод последнее в принципе необходимо для корректной работы с ними. Это разговор с автором, вы можете с ним не соглашаться, тогда колода вам «не катит» или становится для вас нерабочей, можете принимать его точку зрения, признавая её право на существование, а можете принять её всей душой. И всегда это будет зависеть от сходства взглядов на мир – вашего и автора; тем же способом мы находим товарищей и друзей, конечно же.
Можно придумать свою систему. Это для самых упрямых.
Младшие фигурные Арканы – Придворные карты, вызывают намного меньше вопросов. Их система, на самом деле, _интуитивно_ понятна. Она не требует «подгонки» под личную мифологию, она прозрачна, в отличие от системы номерных, и, главное, она говорит о людях. Если смотреть на выстроенный нами мир объективно, то ничего и никого кроме нас в нём и нет. Поэтому, хорошо или плохо, но в людях мы все разбираемся, у нас нет выбора; у каждого есть свои ассоциации с Придворными картами, с теми обобщёнными типами человеческих характеров / менталитетов / архетипов, что они изображают, но, опять же, все эти ассоциации верны, так как позволяют корректно работать с колодами.
Да, и здесь существуют свои тонкости, при работе с такими колодами, например, Манара или Изменения формы, с теми, кто предлагает специфический взгляд на типажи, взгляд из «иного мира». И всё же, всегда и совершенно особое понимание имеет своей базой некие общие представления, тем, которые мы все, люди, разделяем. Поэтому Придворные и находятся в промежуточном положении, строго говоря, их следовало бы назвать, «Средними», так как они правят – каждая четвёрка своим миром, своей стихией – с подачи, разрешения и одобрения Старших Арканов. В общем-то говоря, это именно мы, именно люди – люди, которым дана власть над своими действиями, чувствами, мыслями и социальными связями и которые это властью, этой свободой не пренебрегают.
Да, возвращаясь к колодам. Здесь, безусловно, существуют две традиции, касающиеся того, кем изображать младшую карту в четвёрках Придворных – «девочкой», «мальчиком» или чистой стихией. На самом деле, это главное и принципиальное отличие. «Самая классическая» традиция требует, чтобы это был слуга, оруженосец всадника, рыцаря идущего следом. Эта традиция восходит ещё к таким «пра-колодам», как например, Таро Монтеньи, собственно, это всё, что осталось от ряда «социальных статусов», начинающегося нищим и заканчивающегося императором. Но, как я говорила, шлифовка Младших Арканов продолжается, и Придворные в этом смысле не исключение. Чем дальше от нас Восток, где социальная иерархия была основой общества, тем меньше мы хотим видеть на этой карте слугу. Кроули, и здесь я его заслуг не умаляю, сделал из этой карты стихию, огромную силу, некий переход от номерных карт (от Единиц), переход из низшего мира в высший. А поместив сюда Принцессу (а не Принца), он, чувствую, руководствовался как интель принципом симметрии. Это был его очень тайный мотив, и это был очень правильный мотив. Для меня стихийность, сила этой карты неизбежно связывает её собственно с Силой (опять же, это уже моя личная мифология), и поэтому такой выбор персоны для меня вполне логичен. Привнесённые Кроули перемены пришлись по душе большинству, это правда; кому-то больше понравилась идея «девочкости», кому-то – «стихийности», но про оруженосца стали забывать всё больше. Так работает социальный прогресс.
Так что теперь авторы при составлении колод идут следующими путями: «путь слуги» (классика-1), «путь принцессы» (классика-2), «путь стихии» (непопулярная классика-2) - со всевозможными стилизациями под тему колоды, и «путь концепции».
В моих колодах путь классики-1 исповедуют, конечно же, Таро Белых кошек в силу своей идеальной классичности (и это тот случай, когда мне это нравится).
НьюВижн (куда они денутся) – их «зеркальность» добавляет, на самом деле, в каждом случае некую драматическую нотку, показывают слабости персонажей, которые в классической традиции изображаются в каждом случае весьма уверенными и «закрытыми»; НьюВижн сделали их больше похожими на просто людей.
Таро Иеронима Босха – ну, как и большинство образов в этой колоде безумия, у меня её Придворные вызывают смешанное чувство жалости и снисходительности. Ничего не могу с собой поделать. Но признаю, что по-своему эти образы весьма точны – в тех случаях, о которых мне напоминают слова из «Лангольеров»: «Мир вовсе не так уродлив, как вам кажется».
Таро Друидов – колода, от которой у меня опускаются руки, каждая следующая карта Младших, которую я открывала, за редким исключением, кажется, должна бы поменяться местами с предыдущей. Иногда – со следующей. На Придворных картах, тем не менее, разработчик решил смилостивиться над конечным пользователем и просто оформил их в стилистике карты и в рамках концепции «Ветвей» и «Яиц». Честно, не знаю, зачем это переименование было нужно, кроме как для «аромата». Кстати, самая неожиданная карта – Королева Жезлов (Ветвей).
Таро 1001 ночь – Придворные, как персонажи сказок, разумеется – Всадник Чаш заезжает в зачарованный лес, Всадник Мечей пролетает на коне над городом и т.д. Думаю, если правильно угадать сказку, можно добавить к образам Придворных ещё не мало чёрточек.
Таро Магического леса – плюшевые звери совершенно очаровательны и помещены в совершенно классический антураж, опять же.
Цыганское Таро Рея Бакланда – со стилизацией по «цыганский быт»

Таро Казановы – в венецианском антураже, всё по-настоящему, все лики страсти.
Путём классики-2 идут Таро Изменения формы – колода, несмотря на свою концептуальность, прокроулевская, особенно в части младших. Мир её – женский, поэтому Король и Королева, точнее в данном случае Бог и Богиня, поменялись местами, Богиня – самая старшая карта в стихии. Две другие – это Искатель и Воин, и Искатель, как и Воин могут оказать и женским и мужским персонажем, никакой симметрии, Кроули плачет на том свете (в той его части, куда он так стремился попасть). Насколько чудесны для меня были Старшие Арканы этой колоды, настолько разочаровали меня Младшие, я считаю их непродуманными – если меняешь соответствия стихий, нужно менять и сами карты. В отличие от номерных карт Придворные приведены в соответствии со стихией. Появляется сам Рогатый Бог, лицо у него грустное. Да, сейчас я собираюсь наконец-то раскрыть для себя тайну Змеи на карте Башни. Раскрыла; про символику в жизни бы не догадалась. Какой богине они служат?
Путь классики-2 малопопулярной – Таро Мира фентэзи; объясню, почему эта колода здесь, хотя все её младшие Придворные – это «Пажи». На мой, разумеется совершенно субъективный, взгляд, это не столько пажи или слуги, сколько Знаменосцы, вестники определённой стихии, того или иного королевства этого мира. Мир Фентэзи неизбежно должен быть разделён на королевства, это его судьба, так отчего же не по стихийному признаку? Отчего бы не «Юг», «Восток», «Запад», «Север» - в сказочном понимании? Мне нравится смотреть на Придворных этой колоды, как на послание «в космической капсуле» - картинки, дающие основное представление о каждом из королевств. Вот Пажи-Знаменосцы – они выражают основную идею страны. Всадники – показывают, как и за что сражаются народы стран. Королева и Король – правящий дом страны, её магия и её власть. И при таком взгляде, Знаменосцы, конечно же, ближе именно к идее стихии, нежели социального статуса.
Как-то у меня мало таких колод. Вот в «Таро Лавкрафта», то есть Таро Некрономикона, которое тихо превращается в навязчивую идею (кажется, его так же трудно достать, как и сам Некрономикон), Принцессы, а не Пажи. Правда, там Сила на Двенадцатом Аркане, но с другом стороны, где в таком мире ей ещё быть? В Таро Калевала, которое мне тоже нужно, потому что это очень правильно, тоже «девочки», в Ориджин – «девочки-стихии». В Victoria Regina – «девочки», но эта колода – мечта недостижимая в здешних землях. Опять же, колода Ройи – прокроулевская один-в-один. Тоже хочу. Только Лунатики – это разброд и шатание, а Таро Эльфов – отдельная история, а так выходит, что желаемые пополнения в коллекцию как раз из «новой» концепции.
Ну и путь «тот, другой»:
Ло Скарабео – это замечательная концепция «девушки в мужской одежде» (такие привычки, кстати, свойственны Силе, есть и жизненные, и придуманные примеры - начиная от упоминавшейся уже Жанны Д’Арк и заканчивая Эйовин); так как автор колоды хотели примерить концепции Райдера-Уэйта и Кроули, не забывая, собственно, про заявленную тему Вечности (скарабея), то это неизбежно и повлекло за собой вот такое видение младшей придворной карты. И все персоны в колоде – результат сотрудничества этих систем. Я считаю, что громкие слова «Новая глава», которые они поместили на коробку, вполне оправданны. Это очень достойный синтез и совершенно оригинальная колода, одновременно, а главное – Сила у них на своём месте!

Таро Круга жизни – по-хорошему безумная колода, в которой Придворные – не столько персоны, сколько продолжение генеральной линии, концепции двойственности, замкнутости и перерождения. Каждая из карт – иллюстрация некоего конфликта, присущего тому или иному типу людей. Например, Паж Жезлов – склонность действовать при недостатке информации или её непроверенности, сложность в адекватной оценке ситуации (двойной воздух – много воображения плюс немного знания людей, скорее теоретического, плюс действия – и минус реальные отношения). Соответственно, на картинке человек в леопардовой шкуре, размахивая факелами, лезет на рожон – отгоняет клубок змей. А они, может быть, и не собирались нападать. И так далее. Кстати, кажется, на карте Короля Дисков изображена женщина. И знаете, что мне ещё интересно? Долго ли автор следующей фразы над ней думал: «Своеобразие этого Таро заключается в том, что форма карт – диски, подчиняясь концепции неограниченного пространства и времени, уходит от жёстких углов и сторон, тем самым, привлекая внимание к центру окружности, к исходной позиции, к началу начал, облегчая интерпретацию Аркана». Мне кажется, или единственное, о чём в ней сказано: «Особенность этих карт в том, что они круглые»?
Таро Ведьм – «Мистерия», «Луна», «Богиня» и «Триумф». Описания значения в МБК чудесны – казённый дом и дорога дальняя. Сами карты всегда изображают обещанное: Мистерия – праздник, ритуал, волшебство, Луна – луну в четырёх фазах, движение, перемены, Богиня – Герту, Диану, Морриган и Гекату в странных трактовках, ну а Триумф – некое преодоление и достижение чего-то в наивысшей точке.
Таро 78 дверей – хотя в определённом смысле схема Придворных почти классическая, эту колоду всегда хочется выделить отдельно, настолько она чудесна и необычна. Здесь каждый из персонажей открывает свою дверь, и двери эти могут быть весьма необычны, чего стоит, например, дверь Королевы Мечей – дверь в мир духов, астральную плоскость. Двери – это возможности, особые способности, которые даны человеку; и мне кажется, в данном случае «типажи» не играют заметной роли, речь идёт именно о некой уникальной черте, таланте, который может обнаружиться у человека любого типа.
Таро Фей тоже достаточно необычно, и его Придворные карты – это тоже четыре царства; волшебный лес Жезлов, мир цветения, солнца и свободы, водной царство Чаш, где жители обитают и над водой, и под водой, иссушенный мир древних городов Мечей и мир искусного волшебства Дисков. Это тоже сфера применения волшебных способностей, того умения делать чудеса – маленькие или большие, которое есть в каждом. Природа, доброта, воображение и искусство. Четыре разные степени посвящения в каждом из путей, четыре разные способа действия.
Конечно, Таро Манары, про которое рассказывают, что это вообще оракул. У Манары слуга – это слуга, а вот Всадник – Это Всадница, а значит, симметрия соблюдена.

Языческое Таро – система в чём-то близкая к концепции «стихийности»; так младшая четвёрка Придворных карт – это элементали стихий, саламандра, нимфа, сильфида и лепрекон. Следующие карты – «Неофит», «Посвящённый» и «Старший», это путь в магии четырёх человек, двух женщин и двух мужчин; соответственно, женщины изображены на Чашах и Дисках, мужчины – на Жезлах и Мечах. Это три разных периода их жизни, от юности и начала обучения магии, через зрелость к старости и постижению многого, но не всего. С каждым шагом меняется их взгляд на мир, атрибуты их статуса и те дары, что им даёт новое знание, - умение видеть и получать то, что ранее было недоступно, растёт мера радости и растёт груз ответственности. Значения карт соответствующие.
Таро Священных животных – так же как и Старшие, Младшие Придворные здесь – это различные божества. Боги хранящие баланс в природе; покровители животных – «Пажи», «стихии», Садрапа – бог насекомых, Тангароа – покровитель морских животных и бог неба, Анаита – здесь толкуется как покровительница птиц, и Хануман – хозяин леса, божественная обезьяна. Боги энергии – Yhi, превратившая тьму во свет, Венера – властительница чувств и желаний, Куткиннаку – корякский бог-творец, дух ворона, и Хозяйка животных – богиня-прародительница, которую знали под многими именами. Старшие боги стихий, Короли и Королевы – Nana Buluku (богиня творения, змея и луна у африканских народов) и Гама Сенин (вместе с трёхногой, но мудрой жабой, бессмертный бог), Мама Коча (мать-море инков) и Посейдон, Афина и Кетцалькоатль, Женщина-Дух Белого Бизона (посланница Великого Духа, что учила американских индейцев) и Кинич-Ахау (бог-ягура, бог Солнца у майя). Все они – выражение архетипов, и каждый из людей выбирает себе бога по нраву, свой собственный архетип; какими именами их не зови, этот «набор» богов, набор архетипов всегда с нами. Но, удивительно, Лиза Хант находила порой самых затерянных, самых странных богов, а на известных смотрела с особой точки зрения; поэтому так необыкновенна её колода.
И осталось только Таро Тота, которая есть «тот, другой» путь, ставший классикой. Тут и без меня всё сказано.
@темы: tarot